«Никто не платит людям сверхурочные, директор не издает приказ, чтобы платили, — объясняет «Примечаниям» Ольга, жена одного из путейцев. — Даже отгулы люди не могли получить, им их просто не давали. Потом начали давать, но как будто просто так, вдруг, решили позволить отдохнуть, а не потому, что все работали по шестнадцать часов».
«Крым — это не Россия»
Сегодня муж Ольги, Валерий, пришел с работы около пяти часов вечера. Это почти праздник. Примерно с апреля он приходил только ночевать. Валерий рассказывает, что это лишь часть «радостей жизни». Хуже было, когда отправляли в командировку и приходилось жить в старых вагонах.
«Когда были командировки, нас селили в Керчи в общий списанный вагон, плацкартный в общем, — рассказывает Валерий. — В вагоне не было электричества и канализации, вода появлялась иногда, питания тоже не было. В Ленино похожий вагончик был, туда приехал начальник КЖД, там коллегам хоть душ сделали».
Рабочие терпели такое обращение несколько месяцев. Пытались договариваться, разговаривать, разбираться. Когда терпение лопнуло — начали писать начальству. В итоге, добились того что количество дней, когда они работают с 4 утра, стало меньше. Но платить деньги за прошлые месяцы и рабочий день по 16 часов им никто не собирается.
«Я видел, как рано-рано утром привозили монтеров, — рассказывает нам один из сотрудников ПЧ-2 Крымской железной дороги, попросив не называть его. — Даже по субботам люди работали, но знаю, что оплаты у них не было, только отгулы. Ребята написали в прокуратуру, она уже приезжала в управление.
Тут за счет обычных работников кто-то нарабатывает себе зарплату».
Он добавляет, что работы много везде, поэтому люди не выдерживают и уходят. Сотрудников КЖД постоянно отправляют то в Ленино, то во Владиславовку, то в Керчь. Трудиться по 15-16 часов они не могут, начинают жаловаться. По словам мужчины, им говорят: «не нравится — уходите».
«Это очень тяжело физически, — говорит сотрудник ПЧ-2. — Люди по 15 часов находятся в одежде, ботинках. Я вот 12 часов сижу на смене, еле живой, а они трудятся много руками, это же очень сложно с такой нагрузкой изо дня в день».
Люди рассказывают, что им нужно не менее двух часов, чтобы выполнить ряд процессов на рельсах. Сделать это можно с самого утра, пока температура воздуха оптимальная. Именно поэтому железнождорожников привозят на работу примерно к 5 утра.
Как только поезд Джанкой-Керчь проходит нужный участок, люди тут же начинают работать. Часть процессов они делают лопатами, выданными еще при Украине. На новые, якобы, нет денег.
«Мы из уст профсоюзного лидера, экономиста, бухгалтера слышали о том, что все претензии бесполезны, потому что Крым это не Россия, — говорит Валерий. — Нас даже пугали адвокатом из Симферополя, говорили, что перепишут все договора, еще хуже будет. А самое интересное, что говорят, что коллектив отдела кадров увольняется у нас. Люди не хотят работать так, как будто они в рабстве».
Анатолий, работающий на перегоне Новофедоровка-Краснофлотское, подтверждает все, что говорят его коллеги. Он утверждает, что письменные приказы никто не пишет, все указания отдаются устно мастеру, а он боится их нарушить.
Со стороны кажется, как будто мужчинам нечего делать — встают в 3 утра на работу. На самом деле, их никто и не спрашивает. Не хочешь — уходи и сиди без работы.
Куда уходят деньги
Мы попытались связаться с представителями КЖД в головном офисе в Симферополе. Пресс-секретарь ответила, что она в отпуске и нужно звонить по городскому телефону, указанному на сайте. В течение всего дня мы надеялись услышать хоть чей-то голос из КЖД. Трубку упорно никто не брал.
Зато непосредственный начальник героев нашего материала ответил «Примечаниям», что подаст на нас в суд. О ситуации он прекрасно знает. Именно Сергей Горлышкин, начальник ПЧ-2 обособленного подразделения «Керченская дистанция пути» ФГУП «Крымская железная дорога», по словам обратившихся к нам людей, отдает приказы о сверхурочной работе.
«Я не буду давать комментарии на эту тему, — заявил Горлышкин. — Докажите, что это юридически так происходит, потом будете комментарии спрашивать. Вас вводят в заблуждение, вас обманывают, а вы идете на поводу. Поэтому если вы напишите, я привлеку вас за клевету. Прежде чем хихать или хахакать, в начале разберитесь».
Когда мы спросили, как он прокомментирует тот факт, что на днях людей привезли в пять утра на работу и оставили в чистом поле на два часа, Горлышкин предпочел бросить трубку. При этом его подчиненные уверяют — он знал, что люди два часа валялись на траве, потому что график работы не был продуман.
Неожиданный сон с 5 до 7 утра
Елена Майорова, из дорожной территориальной организации российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, поговорить с нами согласилась. О ситуации она тоже прекрасно знает, даже писала заявление от имени профсоюза, призывая разобраться в таком графике.
В разговоре с нами она все время пыталась понять, кто же рассказал о проблеме. Уточняла должности, где работают железнодорожники. В итоге сказала, что такого графика быть не может, и все это нарушения.
«Вот так по телефону говорить я не хочу, — сказала Майорова. — Я знаю, что у нас был вопрос на предприятии, было обращение к правовому инспектору, людям довели письменный ответ. Что от меня нужно было как от председателя профкома, я сделала.
В 5.15 не могут начинаться работы, потому что у нас работа начинается с 8 часов. Обязательно должен быть приказ, есть же правила внутреннего трудового распорядка. Если что-то меняется, то делается приказ. Просто так взял и вышел в такую рань, такого быть не должно — это нарушение».
Сейчас люди написали обращение в Инспекцию по труду. Первую бумагу у них не приняли, заявив, что неправильно указан адрес головного офиса КЖД. Рабочие подготовили новые документы и отправили их в начале июля. Теперь ждут решения от специалистов, а пока надеются, что командировок в вагончиках и работы в 4 утра больше не будет.
«Примечания» уже писали в конце 2016 года о печальном положении дел на Крымской железной дороге. Тогда рабочие жаловались на то, что трудятся за двоих и даже троих, проводников отправляют по домам, зарплаты маленькие, а их руководство только ворует и орет на подчиненных матом.
Судя по всему, лучше не стало. Только хуже. Теперь крымчан заставляют работать еще до восхода солнца. У всех один и тот же вопрос: при таком графике, кто же все-таки получает сверхурочные?
В марте этого года, перед тем как людей начали выгонять в 4 утра на работу, в КЖД сообщили о начале масштабной реконструкции железнодорожной сети. В планах были полная замена путевой решетки, очистка загрязненного щебеночного балласта, выправка пути и другие предусмотренные проектом работы. Всего на 2017 год запланирована реконструкция 97,5 км железнодорожной сети. Из них 47 км отремонтируют на керченском направлении. Судя по всему, каждый сантиметр отремонтированных путей будет щедро полит потом неоплачиваемых рабов.